В Ростовской области готовы создать Службу сердечной недостаточности
Сердечно-сосудистые заболевания остаются одной из основных причин смертности в Ростовской области. В прошлом году от них умерли 25 246 жителей Ростовской области, что составляет 599 человек на 100 тысяч населения области. Незначительное снижение по сравнению с 2017 годом есть (604 человека на 100 тысяч населения), однако в майском указе президента Владимира Путина поставлена задача за шесть лет сократить смертность от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тысяч. Какими способами предполагается достичь этих показателей, журналисту donnews.ru рассказал главный кардиолог Ростовской области и ЮФО Алексей Хрипун.
— Алексей Валерьевич, как вы считаете, возможно ли в реальности добиться намеченной цели?
— Да, но для этого требуется время, не один год. А также соответствующее финансирование отрасли, и здесь прямая зависимость: больше инвестиций — быстрее результат. Необходимо оснащать больницы, создавать профессиональные команды врачей различных профилей, а для их эффективного взаимодействия применять грамотные организационные решения. Ведь чем быстрее пациент с острым инсультом или инфарктом оказывается в поле зрения врача, тем выше вероятность того, что он не только выживет, но и избежит инвалидности. В первую очередь, это возможно благодаря современным высокотехнологичным методикам восстановления кровотока — рентгенэндоваскулярным процедурам. Такие высокотехнологичные процедуры в Ростовской областной больнице уже давно перешли в разряд рутинных.
— А что в районах? Ведь по скорой больные попадают в ближайшую по месту жительства больницу. Каковы шансы выжить у них?
— Мы в областном Сосудистом центре РОКБ не только постоянно совершенствуем высокие технологии, но и активно продвигаем их в область. Рентгенхирургические операционные уже действуют в Азове и Волгодонске, вот-вот заработает в плановом режиме рентгенэндоваскулярное отделение в Таганроге. В Ростовской БСМП № 2 и таганрогской ГБСМП, а также в центральных городских больницах Каменска-Шахтинского, Азова, Шахт, Новочеркасска и Волгодонска мы добиваемся хороших результатов благодаря современному механизму маршрутизации. Неотложная медицинская помощь и нересурсоёмкие процедуры проводятся на местах, а уже для эффективного механического восстановления кровотока пациент переводится в специализированное рентгенхирургическое подразделение.
— И больной практически вылечен?
— Увы. Восстановление кровотока в остром периоде не решает проблемы с заболеванием сосудов в целом, например, ишемической болезни сердца вследствие атеросклероза или сахарного диабета. Важно понимать, что каждый спасённый нами пациент с острым инфарктом — это больной с хронической сердечной недостаточностью. При отсутствии должного внимания прогноз неутешительный, как при онкологии, — от трёх до пяти лет жизни. Таким образом, ситуация с сердечно-сосудистыми заболеваниями в регионе во многом зависит от амбулаторного звена, участковых врачей поликлиник, на которых ложится основная нагрузка по реабилитации и профилактике. Поэтому сейчас мы и создаём Службу сердечной недостаточности. Задачи её будут следующими: создать максимально полный и объективный реестр больных, оценить текущее состояние каждого пациента, регулярно отслеживать динамику заболевания, разработать и применять механизмы быстрого реагирования на ухудшение состояния. Попросту говоря, оперативная организация перевода пациента в лечебное учреждение, способное в данный конкретный момент оказать ему необходимую помощь, вплоть до трансплантации сердца.
— А какие ещё современные технологии позволяют вам сегодня спасать человеческие жизни?
— Для нас сейчас стандартная практика при остром коронарном синдроме — стентирование закупоренного сосуда: быстро, эффективно, надёжно. В 2018 году в областном сосудистом центре было проведено более двух тысяч таких процедур, а это каждый второй госпитализированный пациент. Нужно отметить и гигантский скачок при лечении острого нарушения мозгового кровообращения. В 2018 году у нас буквально на порядок увеличилось количество тромбэкстракций, проведённых пациентам в остром периоде инсульта. В целом наши показатели, собственные наработки и динамика внедрения мировых инноваций сопоставимы с ведущими лечебными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга.
— Почему же тогда именно Россия остаётся в лидерах по количеству скончавшихся от сердечно-сосудистых заболеваний?
— Во многом из-за недостатка первичной профилактики. Мощная, централизованная, навязчивая социальная реклама, постоянно будоражащая разум и сердце каждого, жизненно необходима, в буквальном смысле этого слова. Но здесь важен неформальный подход. Тем редким медицинским передачам, которые сейчас идут у нас на телевидении в дневное время, с этой задачей не справиться. Ведь очень многие из нас и без того прекрасно знают несколько простых правил, соблюдая которые можно защитить себя от развития серьёзного заболевания сердца и сосудов. Во-первых, отказаться от курения и чрезмерного употребления алкоголя. Во-вторых, заниматься спортом и регулярно двигаться. В-третьих, ограничивать до разумных пределов жиры и углеводы в пище, следить за весом. При этом желательно раз в год проходить диспансеризацию в своей поликлинике, но для начала можно и самостоятельно начать контролировать артериальное давление, уровень холестерина и сахара в крови. А теперь угадайте, кто этим рекомендациям чаще всего следует?
— И кто же?
— Да тот, кто уже имел несчастье полежать на больничной койке. Поэтому наравне с просветительскими нужны ролики, транслирующие подлинные жизненные истории, довольно страшные в своей реальности. Или хотя бы сюжеты, не загнанные в рамки обманчивой политкорректности. Ведь вот так и не появился на экранах страны видеоролик знаменитого кинорежиссёра Павла Лунгина о том, что промедление с вызовом скорой во время сердечного приступа смертельно опасно. Опыт многих зарубежных стран показывает, что планомерная государственная пропаганда в талантливом исполнении даёт хорошие результаты.